Антология "Украинская модерная проза" представляет почти неизвестные произведения преимущественно забытых писателей начала ХХ века - Марка Черемшины, Евгения Мандичевского, Василия Пачовского, Ивана Липы, Евгении Ярошинской и многих других. Чтобы полнее ознакомить читателей с работами именно этих, забытых художников, без внимания оставлены хрестоматийные модернистские творения классиков нашей литературы - Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Ольги Кобылянской, Владимира Винниченко. Также обойдена вниманием украинская модернистская поэзия, поскольку она практически вся уже была опубликована как в отдельных авторских сборниках, так и в антологиях (в частности в книгах «Неизвестное Расстрелянное Возрождение» и «Львовская Антология», вышедших в издательстве «Фолио»). Подавляющее большинство рассказов и повестей, вошедших в эту антологию, происходило из древних журналов – «Литературно-Научного Вестника», «Украинского Дома», «Иллюстрированной Украины», «Будучини», «Буковины», «Пути», «Путей Искусства» и других. Новые веяния, пришедшие с Запада в начале ХХ века, вдохновили наших художников в отход от старой реалистической школы. Украинская модерная проза того времени смело затрагивает ранее умалчиваемые темы, прибегает к фантасмагориям, готике, притче, символизму и импрессионизму. Многие авторы пытаются соединить поэзию и музыку или прозу и музыку, преследуя цель передать словами звучания музыкального произведения. Героями рассказов часто становятся уже не рабочие и крестьяне, а художники. За все эти новаторства, за отход от изображения строгой действительности, за слишком широкий полет фантазии творцов украинского модерна жестоко критиковали из лагеря сторонников просветительства и хуторянства. Отдельные журналы откровенно враждовали между собой, например, «Рада» и модерна «Украинская Хата», публиковали острые критические статьи. Благодаря этому создалась богатая полемическая литература, которой так не хватает в наше время. Завершают антологию воспоминания Петра Карманского о львовской богеме; Галины Журбы, Павла Богацкого и Клима Полищука – о киевской. Настоящим открытием для читателей станет публикация откровенной автобиографической повести Клима Полищука «Мир красный», где изображены известные киевские поэты и прозаики 1917–1919 годов. К сожалению, ранний период украинского модерна длился недолго. Первая мировая война внесла свои коррективы, а новая эпоха требовала уже других произведений.