CH-53 Sea Stallion (Sikorsky S-65) – американское семейство тяжелых транспортных вертолетов, разработанное и построенное американским производителем Sikorsky Aircraft. Первоначально Sea Stallion был разработан в ответ на запрос Управления военно-морского вооружения ВМС США, сделанный в марте 1962 года, на замену вертолетов Sikorsky CH-37 Mojave, находящихся на вооружении Корпуса морской пехоты США (USMC).
Первоначально заказчиком для вертолета были заданы следующие характеристики: с нормальной взлетной массой 15200 кг и полезной нагрузкой 3700 кг он должен был иметь максимальную скорость 315 км/ч, дальность полета 400 км и статический потолок 1460 м. Вертолет должен иметь возможность базироваться на авианосце.
В июле 1962 года было выбрано предложение Sikorsky, которое по существу представляло собой увеличенный вариант вертолета Sikorsky S-61R, оснащенный двумя турбовальными двигателями General Electric T64 и динамической системой «вертолет-груз» взятой от вертолета Sikorsky S-64 Skycrane и Sikor. 14 октября 1964 года прототип под обозначением YCH-53A совершил свой первый полет. Первые поставки серийных CH-53 в действующие части начались 12 сентября 1966 года. Первое боевое применение этого вертолета произошло в следующем году, когда он был переброшен на вьетнамский театр боевых действий. CH-53 быстро доказал свою ценность для перевозки тяжелых грузов, особенно в случае восстановления поврежденных самолетов.
Фирмой изготовителем сразу было представлено несколько вариантов этого вертолета. Для Военно-воздушных сил США был представлен вариант HH-53 Super Jolly Green Giant, настроенный для специальных операций и боевых поисково-спасательных операций (CSAR), во второй половине войны во Вьетнаме. Большинство из них были переоборудованы на версию MH-53 Pave Low. Визуально похож на базовый вариант, CH-53E Super Stallion является улучшенной версией начального варианта с большей грузоподъемностью, получившей от Sikorsky обозначение S-80E, его третий двигатель делает его более мощным, чем Sea Stallion, и, таким образом, постепенно вытесняет его как транспорт для перевозки тяжелых грузов. Кроме того, многие CH-53 раннего здания были переоборудованы более мощными двигателями, в то время как другие были переконфигурированы для различных задач, таких как полеты президента США, обучение пилотов и операции по противоминному противодействию воздуху.
Было заключено несколько экспортных соглашений на поставку CH-53, в результате чего появилось несколько международных операторов этого типа. Среди них были Германия и Израиль. При участии этого вертолета было совершено несколько необычных или громких операций, таких как захват и транспортировка советской современной радиолокационной системы в Израиль в рамках операции «Тарнеголь 53» в 1969 году и захват Ираном пяти американских CH-53 в результате операции «Орлиный коготь». Различные операторы использовали свои CH-53 во время международных миссий, часто под эгидой НАТО или Организации Объединенных Наций, например, в Косово из KFOR, IFOR в Боснии и Герцеговине и миссия в Афганистане в составе Международных сил содействия безопасности. В то время как некоторые операторы решили сохранить этот тип в XXI веке, многие другие решили дополнить или отказаться от своих Sea Stallion в пользу других вертолетов, например, таких как более мощный CH-53E Super Stallion. CH-53 остается на вооружении немецких и израильских вооруженных сил и является одним из крупнейших военных вертолетов, находящихся на вооружении этих стран. Германия планирует заменить свой парк этих машин в 2020-х годах последней версией двухвинтового вертолета CH-47 Chinook. Последняя версия CH-53, модель K-King Stallion, находится в производстве с 2020-х годов и поступит на вооружение Корпуса морской пехоты США. Он заменяет Super Stallion, что сам по себе является модернизированной версией Sea Stallion. Сильно модернизированные версии CH-53 Jolly Green Giant и Pave Low были сняты с вооружения до 2008 года и использовались ВВС США для боевых поисково-спасательных операций. В целом вертолет CH-53 был заменен во многих областях применения конвертопланом V-22 Osprey на вооружении различных родов войск США.